Ритуальная служба

Горячая линия. Круглосуточно

Заложные покойники

В славянской мифологии существовали особые представления о посмертной судьбе людей, умерших «неправильной» смертью. Таких покойников называли «заложными» и считали, что они обречены на вечное скитание между мирами, не находя покоя ни среди живых, ни среди мертвых. Эти верования глубоко укоренились в народной культуре и оказали значительное влияние на погребальные обряды и отношение к смерти у славянских народов.

 

Когда возникло поверье о заложных покойниках

 

Представления о заложных покойниках уходят корнями в глубокую древность и связаны с языческими верованиями славян. Уже в дохристианский период существовало четкое разделение на «чистых» и «нечистых» умерших. С принятием христианства эти поверья не исчезли, а трансформировались, вобрав в себя элементы новой религии.

 

Термин «заложные покойники» был введен в научный оборот в начале XX века этнографом Д.К. Зелениным, однако сами верования существовали на протяжении многих столетий. В различных славянских регионах таких покойников называли по-разному: «нечистые», «мертвяки», «навь» и т.д.

 

ИНТЕРЕСНО! Слово «навь» в славянской мифологии обозначало потусторонний мир мертвых. Отсюда происходят названия мифологических существ - навки, мавки, связанные с душами умерших детей.

 

Почему покойников называли «заложными»

 

Существует несколько версий происхождения термина «заложные покойники»:

  • от способа захоронения – тела «закладывали» ветками, камнями, не предавая земле;
  • от глагола «заложить» в значении «заблудиться» - считалось, что души таких покойников блуждают, не находя пути в загробный мир;
  • от обычая хоронить их в болотах, оврагах и других «заложных» (низинных) местах.

Заложными становились люди, умершие «неправильной» смертью:

  • самоубийцы;
  • утопленники;
  • погибшие от несчастных случаев;
  • убитые;
  • умершие колдуны и ведьмы;
  • некрещеные младенцы;
  • пропавшие без вести.

Считалось, что такие покойники не могут упокоиться с миром из-за незавершенности своей земной жизни. Их души обречены скитаться между мирами, не находя пристанища ни среди живых, ни среди мертвых.

 

Кем становились заложные покойники

 

По народным поверьям, заложные покойники могли превращаться в различных мифологических существ:

  • русалки – утопленницы и девушки, наложившие на себя руки;
  • упыри – умершие колдуны и ведьмы;
  • мавки – души некрещеных младенцев;
  • огненные змеи – души людей, погибших от молнии;
  • вихри и вихревые демоны – самоубийцы.

Существовало множество быличек и поверий о встречах с заложными покойниками. Считалось, что они могут являться живым в своем прежнем облике или в виде призраков. Им приписывали способность вредить людям, насылать болезни, неурожай, падеж скота.

 

ИНТЕРЕСНО! В некоторых славянских регионах верили, что заложные покойники могут вступать в брак с живыми людьми. Такие поверья нашли отражение в народных балладах и сказках.

 

Отношение церкви к поверьям о заложным покойникам

 

Православная церковь осуждала народные верования о заложных покойниках как языческие суеверия. Церковь настаивала на том, что посмертная судьба человека зависит не от обстоятельств смерти, а от праведности прожитой жизни.

 

Тем не менее, некоторые церковные запреты косвенно поддерживали народные представления. Так, самоубийц и некрещеных младенцев запрещалось хоронить на освященной земле кладбищ. Их погребали за церковной оградой, что совпадало с народным обычаем хоронить заложных покойников вне кладбищ.

 

Постепенно под влиянием церкви отношение к заложным покойникам смягчалось. Возникла традиция общего поминовения «убогих» (т.е. заложных) в специальные дни. В некоторых монастырях разрешалось хоронить и отпевать погибших насильственной смертью.

 

Однако полностью искоренить народные поверья церкви не удалось. Они сохранялись вплоть до начала XX века, а некоторые их элементы дожили и до наших дней.

 

Консультации по ритуальным традициям в Москве

 

В современном мире сохранение ритуальных традиций остается важным для многих людей. Ритуальная служба «Ритуал-ГРАТЭК» предоставляет полный спектр ритуальных услуг в Москве, соблюдая как религиозные каноны, так и светские традиции.

 

Компания имеет собственное производство ритуальных товаров, что позволяет обеспечить высокое качество и доступные цены. Опытные сотрудники помогут организовать похороны любой сложности с учетом индивидуальных пожеланий клиентов.

 

Преимущества работы с «Ритуал-ГРАТЭК»:

  • многолетний опыт в сфере ритуальных услуг;
  • собственное производство;
  • широкий ассортимент товаров и услуг;
  • индивидуальный подход к каждому клиенту;
  • соблюдение всех необходимых ритуальных традиций.

Для получения консультации по вопросам организации похорон можно обратиться в круглосуточную службу поддержки по телефону +7 (495) 118-22-88.

 

Поверья о заложных покойниках отражают сложное отношение наших предков к смерти и загробному миру. В этих верованиях переплелись языческие и христианские представления, страх перед неизвестностью и желание объяснить необъяснимое. Хотя сегодня эти поверья утратили свою актуальность, они остаются важной частью славянского культурного наследия, помогая лучше понять мировоззрение наших предков.